На этой странице вы можете задать свой вопрос Прокуратуре РФ по работе ЕСПЧ или оставить онлайн жалобу в Европейский суд по правам человека.
Какие жалобы принимаются
Жалобы в Европейский суд по правам человека похожи по своей форме и процедурам на жалобы в обычные суды России. У них одинаковые требования, необходимая информация, которую необходимо предоставить, и похожие процедуры рассмотрения. Но есть и различия.
Не все жалобы рассматриваются судом. Его юрисдикция ограничена формальными требованиями Конвенции, которые определяют, кто и когда может обращаться в Суд, а также тип подаваемых дел. Более 90% заявлений, полученных Судом, являются неприемлемыми, согласно опубликованной статистике. Поэтому для того, чтобы ваше заявление было рассмотрено, вы должны сначала убедиться, что оно соответствует следующим критериям.
Суд примет заявление только в том случае, если:
- жалоба касается нарушения одного или нескольких прав, предусмотренных Европейской конвенцией по правам человека и протоколами к ней;
- жалоба подана против страны, которая ратифицировала Конвенцию или протоколы к ней;
- жалоба касается вопроса, входящего в компетенцию государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т.д.). Жалобы на физических лиц и частные компании рассмотрению Судом не подлежат;
- жалоба касается действия или события, произошедшего после ратификации государством Конвенции или Протоколов к ней;
- Российский Суд или какой-либо другой орган власти не заняли позицию по вопросу его применения к ЕСПЧ;
- срок подачи жалобы в Европейский суд по правам человека составляет не более четыре месяца с даты вынесения решения по вашему делу;
- у вас есть существенные доказательства нарушения, совершенного обвиняемым;
- национальные власти имели возможность устранить нарушение, но не сделали этого;
- Вы сами являетесь жертвой правонарушения.
В делах, рассматриваемых Европейским судом, решение суда может быть изменено следующим образом:
- Суд может изменить свое решение, принять во внимание дополнительные обстоятельства и вынести новое решение;
- Суд не может прервать процедуру обжалования, отменив предыдущее решение;
- Решение Генерального суда по апелляции и его постановление по апелляции являются окончательными и не могут быть изменены.
Процесс подачи
Жалоба в ЕСПЧ может быть подана в письменной или электронной форме. В письменной форме жалоба должна быть направлена в Секретариат ЕСПЧ по адресу:
European Court of Human Rights Council of Europe F-67075 Strasbourg Cedex France
В электронной форме жалоба может быть подана через официальный сайт ЕСПЧ.
Образец жалобы
Пример жалобы в ЕСПЧ можно найти на официальном сайте Суда. В жалобе необходимо указать следующую информацию:
- ФИО заявителя, его адрес, контактные данные.
- Сведения о государстве-ответчике.
- Содержание жалобы, включая описание нарушения прав заявителя.
- Доказательства, подтверждающие нарушение прав заявителя.
Работа с адвокатом
Подача жалобы в ЕСПЧ может быть сложной и трудоемкой процедурой. Поэтому в некоторых случаях целесообразно обратиться за помощью к адвокату, специализирующемуся на вопросах защиты прав человека. Адвокат поможет вам составить жалобу, проверить ее на соответствие условиям приемлемости, а также будет представлять ваши интересы в ЕСПЧ.